22 августа 2007 г
Российские операторы, получившие лицензии на оказание услуг как
междугородной и международной телефонной, так и зоновой связи,
поставлены в жесткие временные рамки по выполнению условий лицензии,
предусматривающих построение голосовой сети и сдачу ее Россвязьнадзору.
Лицензиаты дальней связи должны иметь точки присоединения во всех
субъектах Федерации, а также междугородные (семь штук — по одному в
каждом федеральном округе) и международные (обычно строят два до Урала
и два за Уралом) узлы коммутации. Зоновые операторы должны располагать
одним зоновым узлом коммутации и точками присоединения во всех городах
субъекта Федерации.
Для связи узлов требуются каналы связи. При детальном рассмотрении
структуры капитальных и операционных затрат на построение и
обслуживание сети до момента выхода на точку безубыточности, расходы на
оборудование составят 15–30% от всех сумм, выделенных на реализацию
проекта. Основные издержки операторов приходятся на аренду каналов
связи.
Как правило, операторы не склонны относить к затратам стоимость
строительства сети в случае, если она уже построена, хотя такой подход
не вполне корректен. Как же выбрать оптимальное решение и что нужно
учесть при выборе? Существует «большая восьмерка» основных факторов
принятия решения.
Фактор № 1. Технология
В России, как и во всем мире, очевидна тенденция миграции голосового (и
не только голосового) трафика и сервисов на IP-сети. Это обусловлено
тем, что рынок требует гибких интегрированных решений на базе IP, и
если заказчику не предоставить такое решение, он уйдет к конкуренту.
Для оператора содержать две сети — TDM и VoIP — весьма накладно, что
приводит к неэффективному использованию сетей, сложности мониторинга,
необходимости содержать оборудование нескольких типов и дублированию
штата технических специалистов. Практически все голосовые операторы
мира, которые традиционно использовали TDM, либо уже завершили, либо
завершают миграцию на VoIP-технологию. Значит, при построении голосовых
сетей использование только TDM-решений, по крайней мере, недальновидно.
Логичнее строить сети на базе технологии VoIP, обеспечивающей
возможность внедрения более широкого набора сервисов и
беспрепятственное сосуществование с TDM-сетями партнеров. Разумеется
как минимум должны поддерживаться протоколы H.323 и SIP для VoIP-сетей,
а также ОКС № 7, DSS1 (ISDN PRI) и 2ВСК для TDM-включений.
Фактор № 2. Функциональность и масштабируемость
Для того чтобы сдать сеть органам Россвязьнадзора, нет необходимости
сразу закладывать в проект такие мощности оборудования и каналов,
загрузить которые оператор сможет только года через три.
Соответственно, можно значительно сократить не только капитальные, но и
операционные затраты. К тому же, нужно быть уверенным, что используемое
оборудование быстро и просто масштабируется и данный процесс не вызовет
перебоев в работе сети. Как правило, операторы понимают, что
построенная голосовая сеть должна приносить доходы не только от базовых
услуг, таких как транзит и терминация трафика. Маржинальность на рынке
этих услуг стремительно снижается, а потому следует заранее продумать
возможности получения дохода от предоставления дополнительных услуг,
для которых голосовая сеть будет фундаментом и способом «прийти к
клиенту». А значит, голосовая сеть должна удовлетворять условиям
открытости, что позволит быстро и просто разворачивать дополнительные
сервисы. Желательно, чтобы поставщик решения мог предложить достаточно
широкий набор решений, легко интегрирующихся в структуру сети, на базе
которых можно предоставлять широкий спектр дополнительных услуг.
Фактор № 3. Централизованное управление сетью
Развернуть, запустить и сдать географически распределенную сеть — это
лишь первый шаг. Основные трудности кроются в последующих процессах
управления сетью и мониторинга ее состояния. Но далеко не каждый
оператор хочет содержать штат технических специалистов в каждом узле
сети, поскольку это наиболее очевидный способ обеспечить круглосуточную
работоспособность всей сети. Для того чтобы избежать таких последствий,
требуется мощная и наглядная централизованная система мониторинга
состояния и управления сетью, способная контролировать каждый узел.
Фактор № 4. Максимальное использование существующих сетевых ресурсов
Как правило, оператор строит голосовую сеть на базе существующих
сегментов сети, в которой уже установлено какое-либо оборудование.
Зачастую таким оборудованием становится оборудование передачи данных.
Хорошим способом оптимизации затрат является максимально полное
использование существующего оборудования, например, доукомплектование
голосовыми (VoIP) платами по мере необходимости.
Фактор № 5. Производитель решения
На первый взгляд существует множество производителей, которые могут
обеспечить необходимую функциональность голосовой сети дальней связи,
но при детальном рассмотрении выясняется, что количество решений столь
мало, что говорить о широком выборе не приходится. Существует множество
голосовых шлюзов и программных коммутаторов, но далеко не все их
производители имеют:
совместимость с другими решениями;
присутствие в России;
наличие отлаженной службы технической поддержки, тем более в России;
наличие складов замены оборудования;
возможности обучения персонала оператора, который будет эксплуатировать оборудование.
Фактор № 6. Стоимость решения
Сегодня стоимость решений на рынке может отличаться в 4–5 раз. Кстати,
не всегда самое дорогое решение является самым оптимальным. Так,
стоимость полноценного решения для сети оператора междугородной и
международной связи может укладываться в $4–5 млн, а средняя цена
оборудования для построения сети зонового оператора составит около $0,5
млн. Разумеется, указанные цифры слишком обобщены и сильно зависят от
ряда параметров, таких как география для зонового оператора, структура
существующей сети, ожидаемая мощность, рассчитываемая на основе
бизнес-планирования, и прочее.
Фактор № 7. Количество установок в России и мире
Мало кто из операторов захочет быть «подопытным кроликом» для
производителя, у которого пока нет или почти нет развернутых сетей,
подтвердивших свою работоспособность временем. Очевидно, выбор такого
производителя характеризуется очень высокими рисками длительного
периода ввода сети в эксплуатацию, а значит, возможны убытки, связанные
с упущенными доходами. Еще страшнее риски, вызванные нестабильностью
работы сети, которая приводит к потере доверия существующих клиентов.
Как показывает статистика, один довольный клиент приведет 2–3 новых
заказчиков, в то время как один недовольный клиент разубедит 12–14
потенциальных.
Фактор № 8. Сертификация используемого оборудования
Совершенно ясно, что для легальной работы в России по лицензиями
зоновой, междугородной и международной связи необходимы только
сертифицированные решения, причем сертификаты должны полностью
соответствовать условиям применения в телефонной сети связи общего
пользования (ТСОП) в качестве транзитного зонового, междугородного или
международного узла автоматической коммутации. Новые лицензионные
условия появились относительно недавно, и некоторые производители
оборудования уже успели провести сертификацию своих решений в
соответствии с данными требованиями.
Общая структура VoIP-сети
Какова же структура сети, построенной на базе VoIP-технологии? Основные
элементы сети — это транзитный программный коммутатор (SoftSwitch 4-го
класса) и VoIP-шлюзы, которые управляются программным коммутатором и
являются точками присоединения. Более детально структуру такой сети
можно рассмотреть на примере решения Cisco для построения междугородной
и международной голосовой сети.
Увеличить
Схема. Структура сети
Программно-аппаратный коммутатор Cisco PGW 2200 представляет собой
решение операторского класса, пригодное для установки в транзитных
узлах сети оператора. Архитектура комплекса рассчитана на бесперебойную
работу в автоматизированном режиме. Критичные компоненты
устанавливаются в резервированной конфигурации. Программное обеспечение
Cisco MGC работает на серверных платформах операторского класса серии
Netra компании Sun Microsystems, соответствующих требованиям 3-го
уровня стандарта Network Equipment Building System, под управлением ОС
Solaris.
PGW 2200 обеспечивает функциональную совместимость сетей с коммутацией
каналов и пакетной сети за счет использования подключений сигнализации
ОКС № 7 к сетям пакетной передачи голоса. При помощи данного
программно-аппаратного коммутатора и голосовых шлюзов (например, серии
Cisco AS5000 и MGX8800) можно организовать шлюз в ТСОП для различных
приложений, включая услуги международного и междугородного транзита.
PGW 2200 функционирует в двух режимах: режиме контроллера сигнализации
и режиме управления вызовами (softswitch или call agent). В режиме
контроллера сигнализации PGW 2200 обеспечивает интерфейс сигнализации
ОКС № 7 для голосовых шлюзов и серверов доступа серии Cisco AS5000. В
этой конфигурации PGW 2200 обслуживает только интерфейс сигнализации
ОКС № 7, а функции управления и маршрутизации вызовов осуществляются
непосредственно медиашлюзами или проксисерверами SIP.
В режиме управления вызовами PGW 2200 терминирует звенья сигнализации
ОКС № 7 из ТСОП, принимает решение о маршрутизации вызовов на основе
анализа номерного плана и управляет голосовыми шлюзами по протоколу
MGCP. Также поддерживаются сигнальные интерфейсы H.323 и SIP для
обеспечения функции шлюза в ТСОП для клиентов сетей Н.323 и SIP. В
данном случае основная функция PGW 2200 — управление вызовами.
Одним из важных аспектов при построении сети междугородной и
международной телефонной связи является обеспечение требований к сетям
и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий
(п.2.10 Постановления об утверждении перечня наименований услуг связи,
вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий от 29.12.2006).
Решить этот вопрос компании Cisco помог петербургский разработчик, ООО
«Дигитон», специализирующееся в том числе на создании комплексов СОРМ и
выполнения НИОКР в области телекоммуникаций, — в декабре 2006 года был
получен сертификат на совместный продукт, обеспечивающий СОРМ для PGW
2200.